Контакты

Вадим лапин гинза проджект биография. Вадим Лапин в программе «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым

Даже во время интервью Вадим Лапин не может усидеть на месте: кажется, что он все время сканирует взглядом происходящее в зале ресторана. «Кристина, - кричит он, срываясь с места и устремляясь к хостес, - встречай гостей сама! Охраны не должно быть видно. Если они будут стоять в дверях, отправятся домой!»

Мы сидим в «Бегемоте» - одном из ресторанов группы Ginza Project в Петербурге, напротив Казанского собора. Еще недавно тут находилось другое их заведение, Tiffany cafe, которое было задумано как остромодное место, - Лапин и его партнер Дмитрий Сергеев даже купили на Sotheby’s платье Одри Хепберн из «Завтрака у Тиффани» за $1 млн, чтобы выставить в зале. Сам ресторан обошелся в сопоставимую сумму, но постепенно шум вокруг него сошел на нет, и Лапин с Сергеевым сменили формат и вывеску. Вот уж кто не боится экспериментировать!

В их холдинг входят сейчас 25 ресторанов в Москве, Петербурге, Ростове и Нью-Йорке, помимо этого имеется сеть из 36 недорогих кафе «Япоша». Оборот группы в 2007 году составил $70 млн, выручку за 2008-й Лапин не называет, но уверяет, что она сильно выросла за счет увеличения числа ресторанов вдвое. «Ginza теперь в плюсе, - говорит управляющий партнер компании «Ресторанный консалтинг» Андрей Петраков. - Поскольку может позволить себе активное развитие даже сейчас».

25 разнородных ресторанов с собственными вывесками - очень высокий результат в российском бизнесе. Большим, чем у Ginza, количеством авторских заведений управляет только легенда российского ресторанного бизнеса Аркадий Новиков (38 ресторанов), но он на рынке с начала 1990-х, а Лапин и Сергеев пришли в отрасль всего пять лет назад и, в отличие от профессионального повара Новикова, раньше в ресторанах бывали только как посетители. Как им удается обгонять профессиональных рестораторов?

Обувщик и торговец землей сделали ставку на суши

Лапин сделал первые деньги на производстве обуви. Потом стал импортировать ее из Италии, а заодно открыл в центре Питера пару магазинов дизайнерской одежды. «Я ездил на выставки, шоу, показы, - вспоминает бизнесмен. - Мне открылся мир». В 2003-м его друг Дмитрий Сергеев, который заработал капитал на торговле земельными участками и перебрался в Москву, обнаружил, что в столице продолжается бум суши-баров. Он предложил Лапину заняться новым делом. Тот отнекивался, пока петербургские друзья, открывшие на Петроградской стороне дорогой спортивный комплекс, не попросили подыскать человека, который мог бы устроить у них японский ресторан. Лапин решил не отказываться. «Я сказал, что мы знаем такого человека», - говорит он. Повара Сергея Хана (сейчас он руководитель всех шеф-поваров Ginza Project) перекупили в Киеве, куда тот собирался переехать, поработав в нескольких суши-заведениях Москвы, остальной персонал набрали через рекрутеров.

Создание первого ресторана (он и дал название всей группе) обошлось партнерам в $600 000 - небольшую по нынешним меркам сумму. «Мы его долго раскручивали, - вспоминает Лапин, - а потом сделали летнюю веранду, первую в Питере, стали проводить там вечеринки «как в Москве» - и ресторан окупился».

Составив на примере Ginza представление о новом бизнесе, партнеры принялись открывать по пять ресторанов в год - то есть по заведению стоимостью $2–3 млн каждые два месяца. Где они находили деньги, помещения и идеи? Фактически они продавали инвесторам со средствами и связями свое умение заниматься ресторанным бизнесом.

Питерцы начали завоевание Москвы через караоке-клуб

Один из таких инвесторов - Михаил Баженов, совладелец петербургского холдинга «Адамант». Основную долю 700-миллионной (в долларах) выручки «Адаманту» приносят десятки торговых центров и производство строительных материалов, но свободные средства Баженов вкладывает в ресторанный бизнес.

«Вы в Москве живете? Может, знаете «Джельсомино»?» - спрашивает Баженов, удобно устроившись в кресле своего кабинета, выходящего огромными окнами на канал Грибоедова. Кто же не знает «Джельсомино»? В этом караоке-клубе на Петровке заказ одной песни стоит 600 рублей, зато подпевать вам будут профессиональные бэк-вокалисты. Здесь проводили время - по крайней мере пару лет назад - московские знаменитости и шумно отдыхала Пэрис Хилтон. «На этом месте был наш с партнером ресторан «Табу», - рассказывает Баженов. - Мы решили что-то переделать, поговорили с московскими продюсерами. А московские продюсеры - очень непростые ребята для разговоров… И мы пригласили Ginza».

Лапин и Сергеев стали соинвесторами (их доли не разглашаются) и принялись делать на месте «Табу» новое заведение - свой первый московский проект. «В Петербурге люди больше посещают рестораны в пятницу-субботу, - удивляется Лапин. - А в Москве, кажется, это происходит каждый день. Здесь телевидение, премии, шоу, вокруг которых много селебрити с запредельными гонорарами». Караоке-клуб окупился за три года. Вскоре Ginza на деньги Баженова и его партнеров по «Адаманту» начала открывать один ресторан за другим: Blackberry в Москве, «Мамалыгу», «Шарлотткафе» и «Бегемот» в Петербурге.

«Мы управляем и соинвестируем, - раскрывает схему своей работы Лапин. - После вычета расходов из доходов образуется прибыль, часть которой идет на оплату услуг управляющей компании, остальное распределяется между учредителями пропорционально доле участия». В некоторых проектах Ginza выступает лишь как управляющая компания, но чаще участвует в инвестициях.

Рестораны окупаются за три года

Сколько зарабатывают рестораторы? Выручка авторских ресторанов (то есть без «Япоши») в Ginza Project составляет, по оценкам опрошенных Forbes экспертов, примерно $80 млн в год. Как говорит Денис Яхно, глава консалтинговой компании «Настроение +», управляющие компании в ресторанном бизнесе могут получать около 30% прибыли. При 30-процентной докризисной рентабельности заведений доходы Лапина и Сергеева только от управления могли достигать $7–8 млн в год.

Сторонние инвесторы тоже не остаются внакладе. «Расчетный срок окупаемости - три года», - объясняет Лапин. До кризиса в среднем получалось добиться ее за два. По крайней мере, еще один партнер Ginza - директор Московского музея современного искусства Василий Церетели - работой рестораторов доволен: «Они знают публику, которая их любит, и стараются именно для нее». Семье Церетели принадлежал ресторан аргентинской кухни La Parila в Гагаринском переулке в Москве. «Там все было сделано для того, чтобы ресторан был успешный, но он не был, - эмоционально рассказывает Церетели. - И тогда мы подружились с Ginza». Лапин и Сергеев переделали заведение в ресторан грузинской кухни «Эларджи». «Я сам видел, как один из них приезжал в ресторан и по нескольку часов объяснял, как должна лежать бумага в туалете, как полотенце, какими будут музыка, воздух», -рассказывает Михаил Баженов из «Адаманта».

Управляющих ресторанами обучают не только владельцы - некоторые из них, по словам Лапина, прежде чем получить бразды правления авторским рестораном, проходит жесткую школу «Япоши», где принято экономить каждую копейку.

Переименование «Япошки» в «Япошу» стоило $2 млн

Сеть дешевых японских ресторанов Лапин и Сергеев начали создавать сразу после открытия первого ресторана Ginza, который оправдал их расчет на суши-бум в России. Дмитрий Сергеев придумал название «Япошка» и концепцию «суши-антисуши»- тем, кого пугает сырая рыба и водоросли, в «Япошке» предлагались борщ и салат оливье. В 2006 году, когда стали открываться «Япошки», казалось, места для новых заведений уже нет: в Москве работали «Якитория» и «Планета Суши», в Петербурге - сеть «Евразия» из 30 заведений. Но за три года «Япошка» вплотную приблизилась к конкурентам: у нее 36 ресторанов, из них 19 в Москве. В процессе расширения сеть сменила вывеску с «Япошки» на «Япошу» - по одним данным, это произошло по просьбе посольства Японии, по другим - владельцы сами решили, что неполиткорректное название при быстром расширении несет в себе риски. Переименование обошлось в $2 млн.

Сеть суши-баров тоже развивалась на деньги сторонних инвесторов - в 2007 году Лапин и Сергеев договорились с подконтрольным Илье Юрову банком «Траст». По подсчетам Андрея Петракова из «Ресторанного консалтинга», открытие сетевого кафе площадью 300 кв. м со средним чеком как в «Япоше» может обходиться сейчас в $600 000–700 000. Исходя из этого, объем вложений в «Япошу» можно оценить в $20–25 млн. В прошлом году оборот сети составил около $70 млн. Рассчитать окупаемость сети эксперты не берутся.

Появившись в Москве, «Япоша» начала ценовую борьбу, подавая суши с лососем по 29 рублей - примерно на треть дешевле, чем у конкурентов. В кризис Ginza стала жестко торговаться с собственниками помещений о ставках аренды («Япоша» одной из первых объявила, что будет добиваться снижения ставок на 30%). В итоге с начала 2009-го у Ginza появилось два новых кафе «Япоша» и 13 новых авторских ресторанов.

Конечно, большинству этих ресторанов далеко до таких московских хитов, как «Кафе Пушкинъ» Андрея Делосса или «Аист» и «Недальний Восток» Аркадия Новикова, у которых вечерами выстраиваются в два ряда лимузины с ожидающими своих хозяев водителями и телохранителями. Но еще один шаг, приближающий их к лидерам рынка, основатели Ginza Project сделали. В этом году Аркадий Новиков впервые решил открыть ресторан за пределами Москвы - в Петербурге - и выбрал в партнеры Лапина и Сергеева. Вместе они готовят к открытию заведение итальянской кухни. Что если точка зрения Новикова на то, где должна стоять охрана, не совпадет с мнением Лапина? «Прислушаемся к его мнению, - быстро отвечает Лапин. - Может, и в других ресторанах схему подкорректируем».


  • Если статья готова, то добавьте в самом начале своей статьи дополнительную строчку:

    Тогда опытные участники заметят её и ответят на вопросы и/или напишут свои пожелания на странице обсуждения вашей статьи. Готовая статья будет перенесена в основное пространство.

  • В основном пространстве не существует страницы. Перейдя по указанной красной ссылке, вы можете посмотреть, не удалялась ли страница с таким названием ранее. Перейдя по данной ссылке, вы можете проверить, нет ли статьи на эту же тему с похожим названием.

    Этот шаблон ставится на все статьи Инкубатора на всё время пребывания в нём. Пожалуйста, не удаляйте его.

    После доработки и исправления снова поставьте шаблон > или > .

    Бесплатная юридическая консультация:


    Вади́м Валенти́нович Ла́пин (род. 2 ноября 1963, Санкт-Петербург) - российский предприниматель, ресторатор, совладелец холдинга Ginza Project.

    Образование [ | ]

    Закончил факультет Экономики и Организации автомобильного транспорта в 1986 году.

    Интервью: Вадим Лапин

    Совладелец холдинга Ginza Project по телефону из Петербурга поделился планами мирового господства.

    Помимо ресторанного бизнеса, мы бы хотели поговорить с вами про особую породу людей, которых называют «питмосами» – слышали такое жаргонное слово? Люди, которые живут на два города, Москву и Петербург, вечные пассажиры «Сапсана».

    Бесплатная юридическая консультация:


    Я стараюсь не ограничивать себя этими двумя городами, я во многих местах бываю, и рестораны у нас открылись уже не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Лондоне, и в Нью-Йорке.

    То есть вы просто гражданин мира?

    Стараюсь им быть. Хотя мне нравятся и Питер, и Москва, но все-таки стараюсь расширять кругозор.

    А в каком из городов, где у вас есть деловые интересы, интереснее заниматься бизнесом?

    В Петербурге интересно открывать рестораны, потому что это родной город. Всегда хотелось для этого города сделать что-то такое, чего в нем до нас не было. Было очень приятно, когда Лучано Спаллетти сказал, что одной из причин, по которой он согласился возглавить «Зенит», было то, что в Петербурге есть ресторан Francesco. Для него еда – это очень важно, как для всех итальянцев. В любом городе, куда вы приезжаете, вы ведь первым делом решаете, куда пойдете есть. Для нормального разностороннего образованного человека это действительно одна из главных задач – в каком ресторане провести вечер. Если про город известно, что там есть хорошие рестораны – как в Лондоне, в Западной Европе – я в этот город еду спокойно. А во многих европейских столицах, например, в Восточной Европе, ресторанный рынок не так развит, как у нас. Ну, вот и хорошо, что мы их обогнали по этим критериям. Приятно, когда какие-нибудь звезды приезжают, заходят в наши рестораны и говорят, что уровень нашей ресторанной культуры очень вырос, что то, что было десять лет назад и то, что они видят сейчас – это абсолютно разные вещи. Недаром мы открываем рестораны, которые пользуются успехом и в Нью-Йорке, и в Лондоне. Причем мы этого успеха ожидаем, мы знаем, что уровень наших поваров и персонала сопоставим с тем уровнем, который есть в этих городах. Мы приходим не просто попробовать. Например, наш проект «МариVanna» – это уже проект не городского масштаба, а мирового.

    А ваша заточенность под бомонд, что раньше в Москве делал Новиков, а вы теперь делаете в обоих городах, – это тоже для того, чтобы разносить молву о ваших ресторанах по миру?

    Бесплатная юридическая консультация:


    И это тоже. Но в любом случае мы делаем рестораны для гостей, а уж какие гости в этом ресторане… Хорошо, конечно, если нас любит бомонд. Хорошо, если любит бизнес-элита. Это создает определенные потоки, люди приходят домой, говорят друзьям: «Были в «Гинзе», справа сидел такой-то, слева сидел такой-то». В таком окружении люди чувствуют, что пришли в правильное место, которое посещают хорошие гости.

    А именно «Гинза» ведь несколько лет назад придумала делать именные рестораны, чтобы на вывеске было имя какой-нибудь знаменитости?

    Диме Сергееву пришла идея, что человеку, которого все воспринимают в каком-то одном качестве – например, известного телеведущего, будет интересно попробовать себя в образе повара или хозяина ресторана. Идея оказалась очень хорошая: если любому гостю предложить открыть свой ресторан, у него сразу появляется куча идей. У всех есть свои любимые блюда, любимые рестораны. И с точки зрения пиара хорошо – появляется возможность проявить себя в новом бизнесе. Большинство загорается и просто чудеса творит.

    Всех поражает скорость, с которой Ginza Project расширяется. Как вам это удается?

    Сначала была арифметическая прогрессия, потом геометрическая, и да, конечно, мы постоянно чувствуем проблему роста. Стараемся ее преодолевать. Тяжело, конечно, но у нас хорошая мощная команда – и партнеров, и сотрудников, это облегчает задачу.

    Какое-то время назад появились сообщения, что вы собираетесь открывать сеть фитнес-клубов. Откуда эта идея взялась?

    Бесплатная юридическая консультация:


    Ну, все мы ходим в разные фитнес-клубы, но трудно остановиться на одном: везде кажется, что можно что-то сделать лучше. В любом клубе вам чего-то не хватает; это вы бы так сделали, а это иначе. В конце концов, приходишь к выводу, что проще открыть свой. Рестораны тоже ведь многие так открывают. Люди приходят и говорят: нам не хватает того-то, это не так. Потом открывают свои рестораны. У кого-то получается, у кого-то нет. В большинстве случаев, конечно, не получается (смеется).

    Но, исходя из этих соображений, вы же за что угодно можете взяться, хоть телеканал основать.

    Если получается – почему нет. С фитнес-клубами мы считаем, что должно получиться.

    А чем они будут отличаться от всех прочих?

    Начиная от атмосферы и заканчивая организацией. Мы любой проект продумываем до мелочей. Сила ведь именно в них: как устроена раздевалка, продумано ли пересечение потоков, где-то неудобные душевые кабинки, где-то фен не так стоит.

    Такое внимание к мелочам вас, по идее, должно когда-нибудь привести в гостиничный бизнес, там же это самое главное.

    У нас уже в конце года или в начале следующего откроется первый бутик-отель. Поскольку по роду деятельности мы половину жизни проводим в гостиницах, мы мелочи всегда замечаем. Где-то видишь что-то интересное, а где-то чего-то не хватает. Так что лучше всего сделать гостиницу, в которой по твоим собственным ощущениям будет все, что тебе необходимо.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Гостиница будет в Петербурге?

    Да, пилотный проект в Петербурге, а потом посмотрим.

    Ну и последний вопрос: какие были самые тяжелые периоды за эти десять лет и какие самые интенсивные?

    Ну, кризис всегда тяжелый период…

    Но вы же как раз во время кризиса открыли в Москве огромное количество ресторанов.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Да, мы рискнули. Многие проекты закрывали, а мы открывали. То, что у нас было в 70-процентной степени готовности, мы решили доделать и открыть. Ведь даже в кризис люди хотят чего-то нового, свежих ощущений. Можно откладывать покупку дорогой недвижимости, машины, предметов роскоши, но уровень достатка все равно падает не настолько, чтобы отказаться от похода в новый ресторан. Так что риск оказался оправданным. Но самый тяжелый период – это было все-таки открытие первых проектов, когда не было еще команды, мы осваивали технологии. Пока количество не переросло в качество, было непросто. Да и сейчас непросто – просто уже не хватает свободного времени на все остальное: все время что-то открывается, это надо контролировать.

    И как будете с этим справляться?

    Решать проблемы на структурном уровне. Но вообще сейчас для нас важно качество. Пока не добьемся нужного уровня – в сервисе, в атмосфере, в кухне и во всем остальном – будем продвигаться спокойно. Если почувствуем, что не можем дать то качество, которое должны, может, немного сбавим обороты.

    Новости

    07:25 SimpleWine оригинально спасают вино от пролития

    08:58 В кинотеатре «Москва» снова пройдут Недели «Оскара»

    05:40 Прямой эфир: показ Calvin Klein

    09:03 Молодые актеры читают Пушкина

    17:59 С новым LG можно делать лучшие селфи

    21:23 Рикардо Тиши покинул Givenchy

    Лучшие материалы

    Как надо

    Журнал GQ & GQ Style

    СКАЧАТЬ в Google Play

    подписка на свежий номер gq

    цифровые выпуски для ipad

    GQ теперь на iphone

    Лучшие материалы GQ

    еженедельно в вашем почтовом ящике.

    Бесплатная юридическая консультация:


    По вопросам соблюдения интеллектуальных прав обращайтесь по адресу

    © АО «Конде Наст» 2004 – 2018. Все права защищены.

    ул. Большая Дмитровка, д. 11, стр. 7, Москва,

    Бесплатная юридическая консультация:


    Бизнес-секреты: Вадим Лапин

    Вадим Лапин, совладелец холдинга Ginza Project. Родился 2 ноября 1963 года. В 2003 году открыл свой первый ресторан Ginza в Санкт-Петербурге. Теперь холдинг Ginza Project управляет примерно сотней заведений в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и Нью-Йорке.

    Текстовая версия передачи

    Комментарии (95)

    Получать только ответы на мои комментарии

    Другие выпуски «Бизнес-секретов»

    © 2010-2011 Олег Тиньков

    Все права защищены.

    При использовании материалов данного сайта обязательно указывать ссылку на источник.

    Бесплатная юридическая консультация:

    Вадим Лапин

    Вадим Валентинович Лапин – один из основателей и совладельцев международного ресторанного холдинга Ginza Project. Его профессиональная деятельность началась более 13 лет назад с открытия первого ресторана японской кухни Ginza в Петербурге. До работы в сфере ресторанного бизнеса занимался торговлей европейских продуктов и одежды. Свое образование получил в Ленинградском инженерно-экономическом институте. В 2015 году занял 198 место в «Рейтинге миллиардеров». В 2016 году – 247 место.

    • Ресторанный рейтинг
    • Кто есть кто
    • Персоны
    • Вадим Лапин
    • Рестораны
    • Блюда
    • Кто есть кто
    • О рейтинге

    Бесплатная юридическая консультация:

    Лапин вадим валентинович

    для ритейлеров, рестораторов и отельеров

    Вадим Лапин: «Чтобы быть успешным, надо быть в курсе происходящего»

    Сейчас Ginza Project готовится к запуску нового проекта под рабочим названием «Оливка». Это будут рестораны итальянской кухни, которые в скором времени откроются в Москве и Санкт-Петербурге. Компания планирует инвестировать в них порядка 2 млн долларов.

    Фото Яны Романовой и Ginza Project

    ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАША ДЕЛОВАЯ ПРЕССА» ©

    Бесплатная юридическая консультация:

    Вадим Лапин

    На его счету такие заведения, как Ginza, «Мари Vanna», Terrassa и Tiffany’s cafe в Петербурге, Blackberry, Prada cafe и Sorry, babushka в Москве, а Los Dados, открытый Лапиным в Нью-Йорке, вошел в десятку лучших мексиканских ресторанов Америки. Этой осенью он не только представляет новые проекты – «Царь» и семейный итальянский ресторан Francesco – в родном городе, но и планирует ресторанную экспансию в Лондон.

    Я экономист, закончил Инжэкон. Время, когда я учился, было неспокойное – трудно было понять, какие профессии будут востребованы. Экономическое образование я считал универсальным. Среди моих преподавателей, между прочим, был Анатолий Чубайс, он вел у нас предмет «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки», объяснял алгоритм написания научной работы. Уже тогда было понятно, что Чубайс на экономику смотрит шире, чем все прочие выросшие при социализме. Я считаю, что во время перестройки он, Егор Гайдар и еще группа политиков перевели страну на правильные рельсы. Конечно, что-то можно было сделать менее болезненно для населения, но вы же знаете, как у нас все происходит. Я уверен, что Чубайса еще оценят в будущем, хотя сейчас он в народе не популярен. Мне очень повезло, что я учился у такого прогрессивного преподавателя.

    Как и все, случайно, по совету своего друга Димы Сергеева, бизнесмена из Москвы. Там открылось огромное количество суши-баров, и он посоветовал мне сделать такое же заведение здесь. Как раз в то время другие мои друзья, владельцы фитнес-центра, хотели открыть по соседству ресторан здорового питания. А у нас ведь с полезной едой почему-то ассоциируются исключительно суши. Так появилась Ginza.

    Конечно. Могу сделать борщ, уху, грибной суп, причем по всем правилам. Я жил в очень хлебосольной семье, на праздники к нам приходило много гостей, и я всегда помогал маме покупать продукты на рынке, готовить, знал, как сделать любой салат. У нас были свои фирменные рецепты, оставшиеся от бабушки: наполеон, сметанник. Бабушкины пироги – это вообще самое яркое воспоминание из моего детства. Они были совершенно изумительные, просто таяли во рту! Теперь пирожки по этому рецепту пекут в ресторане «Мари Vanna».

    Когда-то мы все говорили: мы не конкуренты, чем больше хороших ресторанов, тем лучше. Но сейчас соперничество уже ощущается, каждый старается стать первым. Тем не менее у меня прекрасные отношения с рестораторами Эдиком Мурадяном, Арамом Мнацакановым, Леней Гарбаром, Вовой Львовским, Женей Пригожиным. Мы давно знакомы, это мои друзья по жизни.

    Бесплатная юридическая консультация:


    Пару лет назад в ресторане Ginza случился пожар. В тот вечер там выступала группа «ВИА Гра». Когда девушки исполняли заключительную песню, загорелся занавес. Это было эффектно – гости решили, что видят кульминацию программы. Наутро, когда новость о пожаре разлетелась по городу, многие приехали посмотреть на пепелище, но сгорела только терраса, ресторан работал как ни в чем не бывало. Друзья потом долго спрашивали, не приснилось ли им все это.

    Скажу честно, даже на досуге меня тянет в рестораны. Заглядывать с друзьями в свои заведения я не люблю: там действительно чувствуешь себя как на работе, замечаешь недочеты, начинаешь нервничать; друзья тоже нервничают, что ты не уделяешь им должного внимания. Поэтому если мы хотим пообщаться и поболтать, ходим в «чужие» места, где нас не знают. Кроме того, я люблю спорт и путешествия. Недавно пошел заниматься боксом ради аэробной нагрузки – мне очень понравилось, такой интеллектуальный вид спорта оказался! Англичане-то были не дураки. Даже чисто технически попасть в лицо другого человека очень сложно, почти как в фехтовании. К тому же идет очень интенсивная нагрузка: сорок минут в боксе – это как два часа в фитнесе.

    В Италии. Итальянцы очень похожи на русских и темпераментом, и ментальностью. Например, понятие «друг» у них всегда выше понятия «долг». Они менее вредные, чем остальные европейцы, в меньшей степени националисты, чем французы и немцы. В Италии я не чувствую себя иностранцем, мне там дышится легко и свободно.

    Когда ты понимаешь, что достиг всего, чего мог, пожалуй, стоит двигаться в другом направлении. Но если ты видишь перед собой поле непаханое, делать это рано. Ресторанный рынок в России пока находится в зачаточном состоянии, поэтому еще многое предстоит делать и переделывать. У меня на ближайшие пять-десять лет очень большие планы.

    Куйбышевский суд, несмотря на формально истекший срок исковой давности, удовлетворил требования уже опального управляющего компании «Балтстрой» Дмитрия Сергеева к основателю сети ресторанов Ginza Project Вадиму Лапину. Ресторатор в 2012 году, еще до "дела Михальченко", занял у своего партнера $1,2 млн долларов, но вовремя не вернул и теперь должен в 2,5 раза больше. При этом проценты и пени капают каждый день просрочки.

    Дмитрий Сергеев/Архив/Дмитрий Лебедев/Коммерсантъ

    Куйбышевский районный суд в лице судьи Марии Васильевой 6 ноября решил: Вадим Лапин и ООО «Баклажан» должны Дмитрию Сергееву чуть больше 204 млн рублей. При оплате долга к этой сумме основатель сети Ginza Project должен будет добавить проценты(24% годовых) и пеню (0,1% в день) от договора на $1,2 млн, которые успеют набежать с 26 сентября 2018 года до даты расчета.

    Иск к своему бизнес-партнеру Дмитрий Сергеев подал 16 июля 2018 года. В требованиях сообщается, что к 6 февраля 2013 года Вадим Лапин получил от Дмитрия Сергеева два платежа, сложившихся в солидную сумму в размере $1,296 млн, или около 40 млн рублей по курсу на тот момент. Вернуть сумму Лапин обязался с процентами – 24% годовых к 30 сентября 2013 года, а за каждый день просрочки к сумме долга добавлялось по 0,1% пени от 40 млн. При этом договором предусмотрено, что общий объем штрафа не может быть больше 100% от всей суммы. Поручителем по договору займа стало ООО «Баклажан», управлявшее одноименным рестораном Ginza в ТРК «Галерея». В назначенный срок и по настоящее время платежа не поступило.

    С обращением в суд Сергеев фактически тянул 5 лет, в то время как по этому договору займа срок исковой давности – 3 года. То есть в судебном порядке вопрос нужно было бы начать решать до осени 2016 года, о чем адвокаты Лапина в ходе финального судебного заседания неустанно напоминали судье. Но, как известно всему российскому бизнес-сообществу, с марта 2016 года с запретом на общение с нотариусом, который был снят лишь в конце июня 2018 года. Кстати, и на 6 ноября Сергеев под арестом.

    Кроме того, у защищающих интересы Сергеева юристов долгое время не получалось найти расписки о получении средств Вадимом Лапиным – они были изъяты правоохранительными органами и затерялись в объемных материалах одного из уголовных дел, по которому проходил партнер экс-руководителя «БалтСтроя». В итоге судья поверила аргументам и заняла сторону Дмитрия Сергеева, удовлетворив его требования в полном объеме. Адвокаты Лапина сообщили «Фонтанке», что обжалуют это решение в апелляции.

    Как отмечалось в ходе судебного процесса между Сергеевым и Лапиным, стороны вели переговоры о мирном урегулировании. Конкретных сумм не было названо, но, как рассказал «Фонтанке» знакомый с ситуацией собеседник, Вадим Лапин всегда готов был отдать 80 млн рублей, то есть сумму займа и пеню, однако Дмитрия Сергеева такой расклад не устроил.

    По данным «Фонтанки», на сегодняшний день еще в трех ресторанах петербургской сети Вадима Лапина Ginza Project средства Дмитрия Сергеева: «Пряности и радости» на Васильевском острове, Московском проспекте и улице Белинского. Еще 41 ресторан в Петербурге, входящий в группу Ginza, с бизнесменом не связаны. Из связанных с Сергеевым заведений в плане финансов только одно (на Московском проспекте) сейчас отвечает его ожиданиям, хотя на их развитие он давал 280 млн рублей. В базе данных СПАРК отчетность нашлась лишь для двух заведений «Пряности и радости», и их прибыль в 2017 году составила менее 200 тысяч рублей при выручке в 190 млн рублей.

    Не секрет, что ресторанную бизнес-империю Вадим Лапин строит по следующему принципу: каждый ресторан - отдельное юридическое лицо, в котором, так или иначе, есть доли у него и у инвестора. Лапин полностью выстраивает работу заведения, в то время как инвестор дает на это финансирование. За 3 года заведение отбивает деньги инвестора, а дальше уже начинает приносить доход, который Лапин и вкладчик делят в определенной пропорции. Как правило, 30/70. Впрочем, по мнению осведомленного собеседника «Фонтанки», в данном случае спор идет именно за личный заем, а не за инвестиции в бизнес.

    Кстати, одновременно на этот раз уже за предпринимательские вложения у Вадима Лапина активно идет спор с ресторатором Владимиром Спириным. Здесь бизнесмены не поделили долю в прибыли ресторанов «На речке» и Sunday. В августе 2018 года суд выдал исполнительные листы на взыскание 114 млн рублей в пользу Владимира Спирина, хотя до этого в залах заседаний . Тогда же суд запретил основателю Ginza Project выезжать за границу. Заметим, Лапин, предвидя это, выехал заблаговременно. Несмотря на это, в прошедшую субботу, 3 ноября, ресторатор прибыл в Петербург. Жест уверенного человека. И по информации «Фонтанки», дело не в том, что 7 ноября в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти состоится очередное заседание по распре со Спириным. Многие сведущие говорят, что ко всему этому и налоговые органы готовят вопросы к самому известному ресторатору города.

    Михаил Грачев,

    — Сто помещений?

    — Просто продолжаем развивать «Япошу» и планируем три сетевых проекта. А так в ближайшее время еще десяток ресторанов откроем. Или пятнадцать. Да, штук 15-20 к осени откроем.

    — Новикова обогнали уже?

    — У него полтинник есть уже? Ну мы рядом где-то. В Петербурге летом еще несколько штук откроем. Еще весной в Нью-Йорке в Meatpacking District откроется лаунж-бар Double Seven. Cейчас мы досматриваем еще помещение одно, тоже в Meatpacking. У нас в Нью-Йорке хорошо рестораны идут — и «Мари Ванна», и Los Dados. Неделю назад в «Мари Ванне» Клинтоны отметили день рождения дочери, а за неделю до этого Мик Джаггер с семьей был. Все едят сало, представляете? Им это прикольно.

    Ресторан «Мари Ванна» в Нью-Йорке

    — Как это они называют? Стопроцентный fat?

    — Да так и называют: сало. Борщ еще с бефстрогановом метут, пельмени. Но сало — это хит.

    — Это правда, что вы потратили 2 миллиона долларов, чтобы «Япошку» в «Япошу» переименовать?

    — Ну а сколько, вы думаете, надо — все меню-вывески поменять?

    — И зачем это надо было?

    — Скажем так, в большей степени из-за -планов на будущее, связанных с политкор-ректностью.

    — Где вы в свои заведения работников -находите?

    — На самом деле первый ресторан тяжело открыть, второй ресторан тоже тяжело, третий еще тяжелее, чем первый и второй, а потом уже проще. Формируется команда — и если она успешная, люди сами собой находятся.

    — А официанты? Опытных ищете или, как у Новикова, с улицы берете и выращиваете?

    — Молодых растим.

    — А постарше не берете? Как в «Маминой пасте »: все официантки — женщины за сорок.

    — О, это мечта каждого ресторатора, но у нас они просто еще не сформировались, ресторанный бизнес все-таки молодой еще.

    — А научить людей постарше?

    — Мы в это не верим. Переучить никого не-возможно. К нам приходили с круизных судов официанты, им уже за 30, так вот, их было аб-солютно уже ничему научить невозможно. Зато у нас хостес отличные. Они все очень красивые, в них влюбляются, женятся. Есть правило такое: девушки работают хостес два-три месяца — и все, очень быстро выходят замуж. Недавно даже один мой достаточно близкий товарищ увел хостес из караоке «Джельсомино», женился, уже ребенок есть.

    Вадим Лапин и Аркадий Новиков в ресторане Francesco

    — Это вы с помощью хостес сделали мертвый «Манон » главным светским местом Москвы?

    — Ну вы же сами знаете, успех ресторанного бизнеса не в чем-то конкретном, особенно в России. Успех чаще всего состоит из нюансов. Когда мы пришли в «Манон», то предложили Андрею (Деллосу, владельцу ресторана «Манон». — Прим. ред. ) что-то корректировать. Например, мы изменили барную стойку. Та, которая там была, нам показалась непривлекательной — из холодного металла, находиться за ней было некомфортно. Немного адаптировали кухню — она была вкусная, но мы понимали, что для этой аудитории нужно попроще. Свет чуть-чуть приглушили. Звук исправили.

    — То есть существует какой-то вполне конкретный рецепт успеха?

    — Для каждого случая все индивидуально — вот официанты, например, у того же Айзека (Корреа, основателя сети кафе Correa’s . — Прим. ред. ) в первом ресторане на Грузинской очень friendly, там нет суперуслужливости, но при этом они спрашивают, как дела, разговаривают с тобой о чем-то. Для Correa’s это очень хорошо, а для какого-то другого места абсолютно неуместно. Но стопроцентные рецепты тоже есть — напри-мер, кальян. Клубный проект без кальяна не-возможен.

    — Откуда это у нас? Восточная совсем история вдруг превратилась в народную забаву.

    — Я, честно говоря, не люблю кальян, но есть те, кто любит. Кто-то любит белые трюфели, а кто-то кальян. Люди выбирают места, где хороший кальян, и даже если кухня им не нравится, они все равно туда приезжают.

    — Но это же не белые трюфели! Кальян — это массовое помешательство, все его теперь курят.

    — Тенденция сейчас такая, но я думаю, что это может скоро пройти. Вот был мате несколько лет назад, вы сейчас вспомните, что это такое? Это же полное помешательство, я сам бегал, искал эти трубочки специальные, калебас нигде нельзя было достать, какие-то люди привозили. Постоянно все спрашивали мате, если не было, никто не оставался, дальше шли искать. А кальяны… Может, они и дольше продержатся.

    Пэрис Хилтон в караоке «Джельсомино»

    — А вам не кажется, что это надо как-то подавлять? Или невозможно с кальянами -бороться?

    — Где-то это странно — в «Пушкине» или в итальянском ресторане. В восточных, азиат-ских и тусовочных, мне кажется, нормально. Мы, кста-ти, в Нью-Йорке пытаемся купить заведение с калья-ном. У них там таких мест три, по-моему. Мы их посмотрели, поняли, что это ужасно, и реши-ли сделать российскую кальянную, будет дико популярно. Нью-Йорк — это 25 миллионов насе-ления. На любое направление находятся свои потребители. Даже если не будет массового ажиотажа, все равно найдешь тех любителей, которые будут приходить. Хотя бы одни русские, они все ищут, где кальяны.

    — Ну а караоке? Это что? Тоже ведь азиатская традиция абсолютно.

    — Ну это крик не крик, но душа поет. Мы за ка-раоке. Только пусть ведут себя хорошо, а то люди русские агрессивны, когда выпьют. Мы в Лондо-не караоке собираемся делать. Там точно пойдет, русских много, а все местные караоке ужасные. Вообще, в силу востребованности мы понимаем, что важно публике, сами себе наступаем на одно место и делаем, как просят. Общие столы, например, знаете, как я люблю! Мы их везде пытаем-ся внедрять, у нас в «Пихто» стоит стол, в Ginza. Но вот у нас в нью-йоркской «Мари Ванне» все за таким столом сидят нормально, а здесь за них садятся только иностранцы. Не хочет никто вместе сидеть, ментальность такая. В Black Berry нам даже пришлось стол раздвинуть. А вооб-ще мы за демократичный сегмент больше.

    — А как же платье Одри Хепберн, которое вы за миллион для украшения кафе Tiffany’s пытались купить?

    — Мы уже переделали Tiffany’s в «Бегемот», но я до сих пор жалею, что мы его на Christie’s не смогли купить. Мы готовы были 700 тысяч заплатить, но платье ушло примерно за миллион какому-то сумасшедшему пакистанскому торговцу оружием. Зато мы купили все остальное, что было про Одри, — афиши, фотографии, пригла-сительные на премьеру «Завтрака у Тиффани». А платье я сейчас и за миллион бы купил.

    — И вы хотели миллион вложить в оформление ресторана?!

    — Нам просто нравится все, что с Одри связано. Классная женщина.

    Кафе Tiffany’s

    — А Пэрис Хилтон как вам? Она у вас, говорят, в «Джельсомино» была.

    — Ну так, прикольная. На диван залезла тут же, чего-то пела даже. Ну она же не актриса, это тебе не Одри.

    — А у вас Медведев в ресторанах был?

    — Путин с Медведевым в «Террасе» были в Петербурге.

    — Что ели?

    — Китайская утка им очень понравилась, двойную порцию попросили. Ели суши еще и пасту.

    — А ресторан закрывали?

    — Нет, они, наоборот, попросили, чтобы не за-крывали. Посетители вдруг замечали — бац! — и переставали понимать, что происходит. Нас предупредили заранее, что мы никому не имеем права ничего говорить. В Америке так же. Мы за три дня знали, что Клинтоны будут, приез-жала служба безопасности проверять продукты, серти-фикаты всякие, везде охрана, и нам запретили в Америке говорить кому-либо об этом. Представьте, Хиллари две женщины охраняют. А Матвиенко «Террасу» очень любит и еще Francesco, она к нам ходит, несколько раз с Путиным приходила. Во Francesco еще теперь все время Спалетти ходит (Лучано Спалетти, главный тренер «Зенита». — Прим. ред. ).

    — А к вам в караоке политики ходят?

    — Еще как.

    — И что поют?

    — Ясное дело, патриотические песни, что ж еще. «Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом». Душещипательно.

    Звездные» гамбургеры (14.03.2011)

    Компания Ginza Project традиционно специализировалась на дорогом ресторанном бизнесе в высокой ценовой категории. Однако после того, как некоторые ее «звездные» заведения не принесли обещанной прибыли, а крупнейшая сеть «Япоша» практически отошла кредиторам, она готова заняться фастфудом и стать лицензиатом Burger King в России.

    Текст Ольга Колтунова. Фотографии Александр Шпаковский, Сергей Авдуевский, ИТАР-ТАСС.

    Петербургская компания Ginza Project всегда считалась одним из самых сильных игроков на отечественном ресторанном рынке, а ее владельцы Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев - одними из лучших рестораторов. Правда, концепция их бизнеса сильно отличалась от линии конкурентов. За редким исключением Ginza Project фактически не имела собственных ресторанов, а открывала их для других, выполняя функцию управляющей компании. Например, таким образом Ginza Project открывала заведения для Ксении Собчак и Григория Лепса. Всего в настоящий момент у нее 32 несетевых ресторана. Однако в последнее время дела у компании не заладились. В частности, этой зимой Ginza запустила в Москве ресторан «The Сад» для пула инвесторов, в числе которых были Александр Цекало и Иван Ургант. По данным участников рынка, инвесторы недовольны, и претензии рестораторам высказывает Иван Ургант. Кроме того, как сообщил «Ко» один из консультантов по ресторанному бизнесу, Ginza управляла рестораном «Дед Пихто» на Мясницкой улице, однако владельцы отказались сотрудничать с компанией. А основной генератор прибыли - сеть «Япоша» практически отошла банку «Траст». Теперь Ginza Project надеется взять реванш за счет сотрудничества с Burger King. На вопросы «Ко» в Ginza Project ответить отказались.

    Рестораны высокой кухни - 20-30%

    Демократичные рестораны - 15%

    Фастфуд - 1-2%

    Источник: «Росинтер ресторантс»

    Битва за гамбургер

    Первого лицензиата в России Burger King нашла еще в конце 2009-го, когда было подписано соглашение с принадлежащей совладельцу кофеен «Шоколадница» Александру Колобову фирмой «Бургер Рус». Однако она получила право открывать закусочные только в столице. В итоге первый Burger King появился в январе 2010-го в Москве в ТЦ «Метрополис». Как сообщил «Ко» Александр Колобов, «дела с развитием сети обстоят хорошо, уже открыто 15 точек в Москве и Санкт-Петербурге», однако от дальнейших комментариев отказался.

    Ginza Project в ближайшем будущем может получить франшизу американской сети Burger King. Правда, в Burger King «Ко» сказали, что окончательный договор пока не подписан, но если подписание все-таки состоится, то Ginza сможет открывать точки заокеанской сети как в Москве, так и в Северной столице.

    По словам гендиректора компании Restteam Алексея Кислова, условия по франшизе сети не слишком обременительны. Как правило, франчайзи нужно заплатить за каждую открываемую точку $40 000, роялти в размере 5% от продаж и заложить фиксированную сумму за маркетинг на уровне 1,5-5% от продаж. В результате ничто не мешает точке фастфуда выйти на рентабельность за 9 месяцев. При этом, работая с Burger King, Ginza получит доступ к американским технологиям и сможет применять их для развития других своих проектов. «И в данном случае не важно, что в основном компания развивает именно дорогие авторские рестораны, так как технологии управления и контроля в любом случае очень схожи», - подчеркивает эксперт. Однако не все так просто.

    Ginza Project ?

    Год основания: 2003

    Сфера деятельности: ресторанный

    бизнес, бизнес-авиация, такси

    Оборот: не разглашается

    Количество ресторанов: 83

    Владельцы: Вадим Лапин и Дмитрий Сергеев

    Бизнес со звездами

    Оба владельца Ginza Project заработали начальный капитал не в ресторанном бизнесе. Так, Вадим Лапин занимался импортом одежды и обуви из Италии, а Дмитрий Сергеев торговал земельными участками. Идея заняться ресторанами пришла в голову Дмитрию Сергееву в 2003-м, и в итоге первым заведением стал ресторан Ginza, открытый в том же году в Санкт-Петербурге. Проект оказался удачным, и бизнес стал основным для Ginza Project, которая стала запускать по пять ресторанов в год. В основном это были авторские дорогие рестораны, инвестиции в каждый из них составляли $2-3 млн. «Ginza Project работает как управляющая компания, открывая на деньги инвестора ресторан, который затем остается в ее доверительном управлении. Насколько я знаю, в большинстве случаев компания берет за свои услуги 50% бизнеса и получает половину прибыли», - рассказывает Алексей Кислов. Одним из первых инвесторов, который работал с Лапиным и Сергеевым, стал совладелец петербургского холдинга «Адамант» Михаил Баженов. Вскоре на его средства и средства его партнеров был открыт Blackberry в Москве, а также «Мамалыга», «Шарлотткафе» и «Бегемот» в Северной столице. Позже к числу инвесторов Ginza Project присоединился внук Зураба Церетели, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели. На тот момент семье Церетели принадлежал ресторан аргентинской кухни La Parila, и владельцы Ginza Project переделали его в ресторан грузинской кухни «Эларджи». Для Ксении Собчак прошлым летом на Тверском бульваре в Москве рестораторы открыли демократичное заведение - сэндвич-кафе «Бублик». Звезда вложила в заведение 17 млн руб., ее доля в этом проекте составляет более 33%, по столько же у совладельцев Ginza Project Дмитрия Сергеева и Вадима Лапина. Ксения Собчак была так преисполнена оптимизма, что ожидала окупаемости «Бублика» уже через три месяца. А в Ginza Project в случае успеха пообещали создание за три года целой сети из 50 заведений с общим объемом инвестиций в $40 млн. Однако пока формат не стал особенно популярным: сейчас в Москве существует лишь одна подобная сеть Prime Star из 14 заведений, открытых Аркадием Новиковым. «Единичные же заведения такого формата открывались, но быстро закрывались», - констатирует исполнительный директор Restcon Андрей Петраков. Впрочем, не все эксперты согласны считать такие примеры показательными. «Репутация управляющей компании на ресторанном рынке очень важна. Если бы Ginza обманула одного клиента, потом еще одного, это стало бы известно на рынке. Мы живем не в вакууме», - рассуждает владелец Hurma Management Group Дмитрий Левицкий. По его словам, другой вопрос, что известным людям далеко не всегда нужна прибыль от своих ресторанов: «Для кого-то это может быть лишь уютным местом для встреч».
    Накануне стало известно, что единственная сеть, которую развивала Ginza Project, - «Япоша» оказалась в залоге у банка «Траст». По рассказам игроков рынка, «Траст» изначально был соинвестором сети, а также кредитовал своих партнеров - Ginza Project. В настоящий момент сеть насчитывает 40 точек в Москве и Санкт-Петербурге. «Владельцы Ginza не смогли платить «Трасту» по кредитам. У сети возникли финансовые проблемы из-за не слишком эффективного ведения бизнеса», - утверждает один из участников рынка. В настоящий момент сетью руководит бывший гендиректор сети «Шоколадница» Владислав Лозицкий, который на деньги «Траста» планирует открыть еще 20 заведений. В то же время игроки рынка не исключают, что банк настоит на продаже сети. В частности, интерес к покупке «Япоши» якобы проявляла компания «Росинтер». Однако, по мнению экспертов, возможный покупатель скорее заинтересован не в самой сети, а в ее помещениях. В банке ситуацию не комментируют. Если сеть все-таки продадут, это станет первой крупной сделкой после кризиса на ресторанном рынке. «Мне кажется странным, что проблемы у сети происходят именно сейчас, когда на рынке наметилось оживление. Можно предположить, что владельцам Ginza оказались более интересны другие проекты, а сети не уделялось должного внимания», - считает Дмитрий Левицкий. По его мнению, это тот бизнес, который «являлся бы дойной коровой для других новых экспериментальных проектов». В свое время таким проектом у Аркадия Новикова были «Елки-Палки», а Андрею Делосу до сих пор принадлежит сеть «Му-Му».

    Фастфуд-выход

    В сложившейся ситуации, по рассуждениям Алексея Кислова, Ginza только выиграет, если станет лицензиатом Burger King. Ради этого, уверен эксперт, стоит продать «Япошу» и направить средства на развитие фастфуда. «Burger King и «Япоша» - это все равно что Mercedes и «Жигули», владеть Burger King намного престижнее», - говорит эксперт. В то же время другие аналитики придерживаются иного мнения. «Любой фастфуд - это оборот, а высокая кухня предполагает низкий поток клиентов с высокой маржой, поэтому нельзя развивать эффективно одновременно дешевый и дорогой сегмент», - подчеркивает генеральный директор компании «Настроение+» Денис Яхно. По мнению Дмитрия Левицкого, из желающих получить франшизу Burger King могла бы выстроиться очередь, однако слишком мало тех, кто готов эффективно развивать сеть. «Фастфуд - это стабильность качества, картошка фри всегда должна быть одинакова на вкус при любых обстоятельствах, мясо должно быть нарезано одинаково, всегда должно быть чисто. Во всем должна быть стандартизация. Очень мало кто способен профессионально и эффективно развивать такой бизнес», - отмечает эксперт. По его словам, особенно это трудно для компании, специализирующейся на высоком сегменте. «У «Шоколадницы» есть своя крупная демократичная сеть кофеен, и то пока получается не очень. С точки зрения потребителя, очень заметна разница между точкой «Макдоналдс» и Burger King в России. В Burger King все чуть хуже: и менее быстро, и менее организованно», - сравнивает эксперт. Возможно, поэтому продавать франшизы у нас «Макдоналдс» в ближайшее время не намерен: Россия одна из немногих стран, где у компании нет своей франчайзинговой программы. Для того чтобы получить франшизу, франчайзи должен согласиться на девятимесячное обучение в «Институте гамбургера», пройти стажировку в действующих заведениях сети, и лишь потом можно открывать точки. Не каждый инвестор согласится на подобное.

    Что такое Насколько снижались продажи в кризис в различных сегментах рынка, с декабря 2008-го по октябрь 2009-го

    Понравилась статья? Поделитесь ей